Пн 10:00 — 17:00 Ср-Чт 10:00 — 17:00

     

Календарь событий
в нашем музее

1

Ноябрь

2017

6

Ноябрь

2017

Античная история Феодосии(часть 1)

06 ноября 2017 г.
Античная история Феодосии(часть 1)

Греческая колонизация Крыма

Феодосия принадлежит к числу древнейших городов Европы. Город возник в середине – второй половине VI в. до н.э. на заключительном этапе Великой греческой колонизации (VIII – VI вв. до н.э.). Небывалое по своим масштабам миграционное движение эллинов было вызвано различными причинами экономического и социально – политического развития древней Эллады в период становления полиса. Важным стимулом для греков при основании ранних колоний были поиски источников сырья, в первую очередь – металлов. Колонизация проходила в условиях интенсивного роста городов, развития сельского хозяйства, ремесленного производства, торговли. В то же время развитие ремесел вызывало постоянную потребность в рынках сбыта, что способствовало росту торговли и мореходства. Великая греческая колонизация значительно расширила границы античного мира. По образному выражению великого древнегреческого философа Платона «эллины жили на ограниченной части земли от Фасиса (современной р. Риони) до Геракловых Столпов (Гибралтарский пролив), расположившись вокруг моря, как муравьи или лягушки вокруг болота».

 

В Черное море греки проникли в конце VIII в. до н.э. Ираноязычные народы называли это море Ахшайна – «Темное». Греки восприняли местное название по – своему, как Аксинский Понт, т.е. «Негостеприимное море». Представление о неприветливости Черноморских вод укреплялось отсутствием цепи островов, облегчавших плавание, частыми ветрами и бурями мощным течением. Процесс освоение Понта отразился в античной мифологии (миф о походе аргонавтов и др.). Со временем греки накопили опыт черноморской навигации, убедились в богатстве вод и побережья. Поэтому они переменили старое название на новое – Эвксинский Понт – «Гостеприимное море».

В VII в. до н.э. Великая греческая колонизация затронула Северное Причерноморье. В VII – V вв. до н.э. здесь возник ряд греческих населенных пунктов. Крупнейшими среди них были Ольвия (на берегу Днепро–Бугского лимана), Херсонес (вблизи современного города Севастополя), Феодосия, Пантикапей (современный город Керчь), Фанагория (у современной станицы Сенная на Таманском полуострове), Гермонасса (современный город Тамань). Одновременно с этими городами возникали другие, более мелкие поселения.

Античные центры в Северном Причерноморье просуществовали около 1000 лет. Они оказали огромное влияние на политическое, социально – экономическое, культурное развитие местных народов. В то же время и местные племена воздействовали на культуру эллинов Северного Причерноморья.

 

К началу понтийской колонизации греками уже был накоплен разнообразный опыт по освоению новых земель с различной демографической ситуацией. Существовали и общие правила выбора места для поселения. Город должен был находиться на морском берегу или недалеко от него, т.к. море было единственной связью с метрополией. Место для поселения выбиралось такое, которое можно было легко защитить. Оно должно было иметь пресную воду и, по возможности, окружающую территорию, способную прокормить колонистов. При этом земля не обязательно могла быть пригодной для зернового земледелия. Продукты, необходимые грекам для обмена на нужные товары, давали также виноградарство и оливководство.

Метрополия, обычно, выступала лишь в роли организатора колонизационного процесса, в число колонистов входили жители разных городов Эллады. Инициатором вывода апойкии мог выступать как полис в целом, так и отдельные члены общины. Колонизационная практика эллинов состояла их нескольких последовательных этапов: выбора места новой апойкии, набора колонистов и назначения ойкиста – руководителя экспедиции, который оказывался и главой нового поселения. Новое поселение, как правило, становилось самостоятельным полисом. Оно и политически, и экономически не зависело от метрополии, поддерживая с ней торгово – экономические и культурные связи на равноправных началах.

Важную роль в колонизации Понта Эвксинского играл Милет, один из наиболее крупных греческих полисов на западном берегу Малой Азии. По словам Страбона, Милет совершил много славных деяний, «но величайшее из них – это множество основанных им колоний, ибо весь Понт, Пропонтида (побережье Мраморного моря) и многие другие места были колонизованы милетцами».  Милету приписывалось в древности основание 75 или даже 90 апойкий. Это число явно преувеличено, но оно дает представление о размахе Милетской колонизации. Одной из причин столь бурной колонизационной деятельности Милета было ожесточенная внутриполитическая борьба в этом полисе в VII – VI вв. до н.э. Победа какой-либо группировки сопровождалось диким террором. В этих условиях перед проигравшими стоял выбор: смерть на родине или отъезд в далекие страны. В числе основанных Милетом апойкий в Северном Причерноморье были Тира, Березань и Ольвия, Кепы, Пантикапей, Феодосия.

 

Театр в античном Милете

Античная Феодосия

Феодосия продолжает оставаться одним из наименее изученных античных центров Северного Причерноморья. О нашем городе лишь изредка упоминают письменные источники. Археологические исследования древнегреческой Феодосии затруднены из-за мощности культурных напластований средневековой Кафы и высокой плотности застройки современного города.

Часть городища вообще была срыта в 90–х гг.  XIX в. в ходе земляных работ при строительстве портовых сооружений. И все же те факты истории античного поселения на берегу Феодосийского залива, которыми мы располагаем,  дают право поставить его в ряд наиболее значительных древних городов Северного Причерноморья.

Местоположение античной Феодосии было определено в конце XIX века выдающимся археологом, инженером А. Л. Бертье-Делагардом, который руководил постройкой коммерческого порта в нашем городе. Тогда, в ходе земляных работ на территории Карантинной горки были обнаружены остатки древних строений, фрагменты древнегреческой керамики, античные монеты. Знания об истории античной Феодосии значительно расширились в результате археологических раскопок на Карантинном холме в конце 40–х - начале 50–х (руководитель экспедиции И. Б. Зеест) и в 70–х годах (руководитель – Б. Г. Петерс) ХХ века.

Структура города может быть определена лишь приблизительно, по аналогии с другими известными античными центрами. Как правило, древнегреческие колонии имели регулярную планировку по так называемой гипподамовой системе (по имени милетского архитектора Гипподама) – улицы пересекались под прямым углом.

Главные административные здания и храмы были сосредоточены на акрополе. Предположительно, феодосийский акрополь находился на Карантинной горке. Деловая жизнь горожан, в основном, протекала на рыночной площади - агоре. При строительстве парадных зданий применялся привозной мрамор, строения возводились из хорошо отесанных прямоугольных блоков – квадров.

Особую архитектурную выразительность наиболее крупным общественным зданиям придавали колонны и монументальная скульптура. Основную часть города составляли кварталы рядовой застройки. Здесь преобладали одноэтажные дома, сложенные из бута и сырцовых кирпичей на каменном цоколе.

Здания были крыты массивными прямоугольными листами черепицы – «соленами». Стыки продольных рядов замыкались желобчатыми черепицами – «калиптерами». Черепицы, размещенные по краю кровли, имели керамические орнаментированные щитки – антефиксы.

Черепица некоторых античных центров, как и амфорная тара, клеймилась. В экспозиции представлена боспорская черепица с клеймом IV века до н.э. Здесь же можно увидеть солен с «дипинти» - надписью, скорее всего, торгового характера.

Видимо, к IV веку до н.э. город уже был защищен оборонительными стенами, т.к. в этом столетии его жители несколько раз выдерживали осады.

Соперничество Феодосии и Боспора

В начале V века до н.э. экономическая, политическая и военная обстановка в северо–восточном Причерноморье привела к образованию Боспорской державы. Это государственное объединение со столицей в Пантикапее включило в свой состав греческие города по обоим берегам Боспора Киммерийского (Керченского пролива) и ряд местных варварских племен. По сообщению античного историка Диодора, в течение 42 лет Боспор управлялся Археанактидами. В 438-437 годах до н.э. власть в Боспорском государстве перешла к Спартоку. Возможно, он принадлежал к местной племенной знати, тесно связанной с греческими верхами общностью торговых и прочих интересов. Потомки Спартока – Спартокиды – правили Боспорским царством более 300 лет. С утверждением власти Спартокидов на Боспоре совпадает начало военной экспансии, направленной в сторону варварских племен на Таманском полуострове и на запад – к Феодосии.

К этому времени милетская апойкия на берегу Феодосийского залива превратилась в крупный экономический центр Причерноморья. Основой экономики полиса являлось земледелие и торговля. Греки быстро оценили достоинства удобной и безопасной феодосийской гавани, плодородие земель (по Страбону, в начале I в. н.э. урожай зерновых на землях к востоку от Феодосии составлял «сам – тридцать»), возможности торговли с проживавшими вблизи города варварами. В конце V века до н.э. город начал чеканить собственную монету, преимущественно мелких номиналов. Экономическое благосостояние полиса сделало его конкурентом крупнейших городов Боспорской державы – Пантикапея и Фанагории. Возможно, существовал и политический конфликт. Античные авторы сообщают о проживании в Феодосии изгнанников из Боспора. Большинство исследователей видит в этих изгнанниках сторонников свергнутых Археанактидов. В начале IV века до н.э. постепенно развивавшиеся между Боспором и Феодосией экономические и политические противоречия привели к открытому вооруженному конфликту.

Боспоро–Феодосийская война имела место в первой половине IV века до н.э. Согласно античным авторам Гарпократиону и Ульпиану, во время осады Феодосии (в 389-388 годах до н.э.) умер боспорский правитель Сатир. Войну продолжил его сын Левкон I. На стороне Феодосии выступила Гераклея Понтийская – древнегреческий город на южном берегу Понта Эвксинского, метрополия Херсонеса Таврического. С Феодосией ее связывали общие торговые интересы, боязнь усиления Боспорского государства. Боспоро–Феодосийско–Гераклейская борьба нашла яркое отражение в античной литературной традиции (Псевдо–Аристотель, Полиен и др.). Гераклеоты оказывали своим союзникам материальную и военную помощь: посылали продовольствие, направляли к осажденному городу флот, высаживали десанты на боспорской территории. Однако, несмотря на трудности, Левкону I удалось подчинить Феодосию. Первое упоминание о Феодосии в составе Боспорской державы содержится в речи знаменитого афинского оратора Демосфена «О беспошлинности», произнесенной в 355-354 годах до н.э. В ней говорится о «новом порте Феодосии, устроенном Левконом…».  Длительный период название «Феодосия» входило в официальный титул Спартокидов, которые именовались «архонтами Боспора и Феодосии».

 

О времени появления названия «Феодосия» уже полтора столетия ведутся дискуссии. Вопрос об изначальном названии нашего города в античную эпоху поставил русский историк Б. В. Кене в середине XIX века. Он обратил внимание на различное написание демотикона /название полиса/ на феодосийских монетах: «ΘΕΟ», «ΔΕΟ(Ω)», «ΘΕΥΔΟ», «ΘΕΥ».  Формы «ФЕОДО», «ФЕВДО» и «ФЕЙ» являются сокращением названия «Феодосия». Но форма надписи «ФЕОДЕО» по правилам древнегреческой грамматики не может быть образована от слова «Феодосия». К тому же упоминания г. Феодосии в античной литературе и эпиграфике появляются только в ΙV веке до н.э. Б. В. Кене сопоставил эти факты с замечанием позднеантичного грамматика Ульпиана (III в.) в его схолии к речи «О беспошлинности» Демосфена: «Феодосия /это/ Боспорское местечко. Имя торжища по сестре или по жене: /об этом/ разногласие…». Б. В. Кене высказал предположение, согласно которому в надписи «ΘΕΟΔΕΟ(Ω)» отразилось первоначальное негреческое название города «ФЕОДЕА» или «ФЕОДЕИА». После завоевания города Левконом I это древнейшее название было заменено им на близкое по звучанию Θεοδοσια.

В начале ХХ века гипотезу Б. В. Кене поддержал английский исследователь Э. Миннс. Дальнейшую разработку идея получила в 50–е годы ХХ века. В ходе археологических раскопок на Карантинной горке в 1949 и 1951 гг. были найдены обломки местной лепной керамики с прочерченным орнаментом, которые автор раскопок И. Б. Зеест датировала концом VII – началом VI веков до н.э.  Д. Б . Щелов, ссылаясь на эти находки (впрочем, необходимо отметить, что их датировка не является бесспорной), выдвинул версию о существовании варварского поселения, на месте которого  возник и название которого перенял древнегреческий полис.

Другой видный советский историк и археолог В. Д. Блаватский придерживался традиционной точки зрения. По его мнению, изначальное название - Феодосия («Богом Данная») -  вполне уместно для города, возникшего на плодородной земле и обладавшего превосходной гаванью. Вместе с полным название очень рано в разговорном языке появилась сокращенная форма Феодея, отразившаяся в монетной легенде («ФЕОДЕО»). Таким образом,  Левкон I не изменял наименования полиса, а разногласия, на которые ссылается Ульпиан, возникли в римское время, во II или III веках н.э.  В 80–е годы известный крымский ученый-эпиграфист Э. И. Соломоник предположила, что город первоначально мог быть назван именем ойкиста (предводителя первого отряда колонистов), некого Феодеоса или Деоса. Случаи названия новых городов именами ойкистов были нередки в греческой колонизационной практике (например, древнегреческий город Гермонасса (современная станица Таманская) на северо-восточном берегу Черного моря).

Феодосия, покорённая Боспором

Доцент Симферопольского университета Э. Б. Петрова, развивая идею Э. И. Соломоник, полагает, что завладевший городом в результате тяжелой войны Левкон I изменил его название на новое, созвучное старому, но символизировавшее уже новый статус. Победа над противником вполне могла восприниматься Левконом I как Божий дар, т.к. Боспор устранил опасного конкурента, значительно увеличил свою территорию, приобрел плодородные земли и превосходную гавань.

Изначально название города, по Э. Б. Петровой, - Теодос(ия). В последнее время преобладает точка зрения, что имя Феодосия – «богом данная» городу дал Левкон Ι. До вхождения в состав Боспорского царства полис назывался Феодея или Теодеос. Это название сохранили легенды на ранних феодосийских монетах.

При Левконе Ι и его наследниках бурно развивалась экономика Боспора: сельское хозяйство, ремесла, торговля. Северопонтийская пшеница вывозилась во многие города античного мира. Основным покупателем боспорского хлеба были Афины. Феодосию Спартокиды сделали центром своей хлебной торговли. В ΙV веке до н.э. в составе Боспорского государства, город переживает расцвет. Археологическими раскопками в Феодосии выявлены остатки монументальных зданий середины – второй половины IV века до н.э.

В 90–е годы XIX века в акватории современного порта были обнаружены следы древнего свайного мола. О размахе торговли Феодосии говорят разнообразные археологические материалы. В их числе амфоры – остродонные двуручные сосуды, которые использовались для перевозки жидких и сыпучих продуктов. В амфорах перевозили вино, оливковое масло, зерно, соль, нефть, другие продукты. Производились амфоры в различных центрах – Гераклее, Синопе, на островах Фасос, Хиос, Родос. Центры по производству керамической тары имелись и в Северном Причерноморье: на Боспоре, в Херсонесе. Амфоры различных центров отличались друг от друга формой, размерами, составом глиняного теста.

Своеобразная форма сосуда была продиктована спецификой морской торговли. Амфоры легко можно было складывать штабелями, укреплять в специальных ячейках на кораблях. Толстые стенки амфор не пропускали воду и выдерживали вес ходившего по ним человека. Изготавливались амфоры из доступного, дешевого, широко распространенного материала – глины. Емкость амфор, как правило, соответствовала определенному стандарту, что удостоверялось клеймами государственных чиновников. Амфоры, их обломки – наиболее массовый материал, находимый при археологических раскопках античных поселений. Они являются важнейшим археологическим источником.

Северопонтийские полисы, поставлявшие зерно, соль, рыбу, лес и рабов, были емким рынком для сбыта вина, оливкового масла, ремесленной продукции. Среди наиболее распространенных предметов ввоза – чернолаковая керамика аттического (афинского) производства, которая датируется, в основном, V – IV вв. до н.э. Как правило, это была дорогая столовая посуда разнообразной формы и назначения. Из канфаров и киликов пили разбавленное водой вино. В лекифах хранилось масло для растираний.

В экспозиции представлена краснофигурная шкатулка, чернолаковые солонки. О масштабах торговых связей Боспора говорят находки фрагментов малоазийских терракотовых статуэток, ониксовые алабастры – сосуды для благовоний, производившиеся на островах Эгейского моря. Памятником торговых связей с Херсонесом Таврическим является кувшин – лагинос Херсонесского производства.

 

Ярким показателем степени развития и организации торговли является денежное обращение. Выпуск монеты в городах Северного Причерноморья был ориентирован на удовлетворение местного рынка. На Боспоре широко обращались монеты пантикапейской чеканки. Монетные находки фиксируют торговые связи Феодосии не только в Северном Причерноморье, но и с городами Малой Азии, Северной Африки.

Феодосия, которая начала выпуск собственной монеты еще в годы независимости, продолжает его после вхождения в державу Спартокидов. Известны серии феодосийских монет середины IV века до н.э. По мнению ряда исследователей, чеканка феодосийской монеты имела место и в III веке до н.э.

Античные города Северного Причерноморья, конечно же, не могли удовлетворить потребность в основной массе ремесленных изделий через торговлю. Поэтому с самого начала истории античных поселений в регионе здесь развивалось ремесленное производство.

Античные ремёсла и торговля

Повсеместно было распространено керамическое ремесло. В мастерских – эргастериях использовался труд рабов. На Боспоре производилась столовая и дешевая кухонная посуда, терракота, черепица, светильники. Развито было косторезное ремесло. Частые находки прясел – каменных, глиняных, костяных насадок на веретено - свидетельствуют о широком распространении ткачества. Копии росписей античных краснофигурных ваз показывают труд древнегреческих ремесленников: художника – вазописца и скульптора.

Основным источником экономического процветания северопонтийских государств была зерновая торговля. В торговлю зерном были вовлечены как греки, так и местные племена Боспорского государства. Из варварской периферии поступала большая часть товарного хлеба. В то же время уже в VI веке до н.э. сельские поселения возникли на территории хоры – сельскохозяйственной округи – многих городов. Со временем количество сельских поселений на Боспоре резко возросло.

Земледелие у греков было пашенным. Основными зерновыми культурами являлись пшеница, ячмень, просо. Обязательной частью земельных участков, особенно вблизи крупных городов были огороды, имелись сады. Из сочинений древних авторов можно узнать о некоторых видах фруктовых деревьев, культивировавшихся на Боспоре: смоковница, гранатовое дерево, груша, яблоня, алыча, миндаль, каштан, грецкий и лесной орех. В V – IV веках до н.э. на Боспоре распространилось виноградарство и виноделие.

Наряду с земледелием одной из основных отраслей сельского хозяйства Боспора было животноводство. О его развитии можно судить по большому числу костных остатков, находимых при раскопках городов и поселений, по предметам домашнего инвентаря, предназначенным для приготовления сыра и молочных продуктов, по специальным загонам и помещениям для содержания скота. Роль разных домашних животных, составлявших стадо, изменялось в различные исторические периоды. В основном в стаде городов и сельских поселений Боспора преобладал мелкий рогатый скот. За ним следовал крупный рогатый скот, и на третьем месте находились лошади.

 

В округе античной Феодосии известно несколько десятков поселений. Некоторые из них расположены в непосредственной близости от города. Жителями поселений хоры были, как правило, варвары. Одним из сельских поселений феодосийской хоры являлось поселение III – II веков до н.э. на г. Биюк–Янышар в 6 км западнее города. Его раскопки велись во второй половине 1970–х – начале 1980–х годов экспедицией ФКМ (руководитель Е. А. Катюшин). Общая площадь поселения составляет около 4 тыс. кв. м. Жители занимались земледелием, рыболовством, найденная мастерская по изготовлению грузил указывает на существование домашних ремесел. Обнаруженная при раскопках керамика представляет характерные кизил-кобинские типы, а также находит аналоги в скифских комплексах степного Крыма и во фракийской керамике. Потребности сельских жителей хоры Феодосии часто удовлетворялись за счет мелких домашних мастерских, в которых посуда – как правило, лепная – и другие изделия делались только для себя. Лепные керамические изделия несли отпечатки традиций лепной посуды местных племен. Наряду с этим широко представлена привозная кружальная посуда, особенно амфоры. Наличие абсолютного большинства фрагментов Родосских амфор подтверждает выводы историков о значительном размахе боспоро–родосской торговли в III – II веках до н.э.

Поселение на г. Биюк–Янышар было укрепленным. Раскопками вскрыты участки мощной оборонительной стены, обращенной на запад. Поселение погибло в конце II века до н.э.  в результате военных действий. При Спартокидах Боспорская держава находилась на вершине могущества. Власть боспорских правителей распространялась на Керченский полуостров и Феодосию, Таманский полуостров, земли на северном берегу Азовского моря. В IV – III веках до н.э. Спартокиды играли важную роль в межгосударственных отношениях в восточной части Средиземноморья.

В конце II в. до н.э. усилился военный натиск скифов на греческие города. Все усиливавшийся напор варваров, обострение социальных противоречий внутри государства заставили боспорских рабовладельцев искать опору в сильной власти. По Страбону, последний боспорский царь из династии Спартокидов, Перисад V, добровольно передал власть царю Понта Митридату VI Евпатору. Это событие ускорило развитие назревшего социального конфликта. В 107 году до н.э. на Боспоре произошел государственный переворот во главе с Савмаком, скифом, воспитывавшемся при дворе Перисада. Для подавления восстания Митридат направил своего полководца и дипломата Диофанта, который овладел основными центрами восстания: Феодосией и Пантикапеем. Савмак был захвачен в плен и отправлен к Митридату. А Боспорское государство потеряло свою независимость.

 Курганный античный некрополь

В середине XIX века начались исследования курганного некрополя античной Феодосии. В числе первооткрывателей древностей феодосийских курганов были видные ученые: камер–юнкер, князь А. А. Сибирский, хранитель Феодосийского музея древностей Е. Ф. де – Вильнев, хранитель Керченского музея А. Е. Люценко, а также художник И. К. Айвазовский. Главная цель археологических экспедиций того времени заключалась в поиске вещей для пополнения коллекции Императорского Музея Нового Эрмитажа. Раскопки Феодосийского некрополя не обманули ожиданий.

В 1853 году в одном из курганов И. К. Айвазовский обнаружил уникальный комплекс золотых украшений, хранящийся ныне в Государственном Эрмитаже города Санкт–Петербурга. Часть находок экспедиции 50–х гг. XIX века – керамика, фрагменты терракотовых статуэток и пр. – были переданы в Феодосийский музей древностей.

В 90–е годы XIX века античный курганный некрополь на горе Тепе–Оба исследовал А. Л. Бертье-Делагард. В 70–90–х годах ХХ века раскопки курганов проводились экспедициями ФКМ. В 1994 году участок курганного некрополя античной Феодосии на горе Тепе–Оба был исследован в ходе работы совместной украинско–французской экспедиции (руководитель раскопок Е. А. Катюшин).

Некрополи древнегреческих городов располагались за пределами поселения. Право погребения в городе получали лишь особо выдающиеся личности. В колониях в центре города около агоры обычно хоронили основателя колонии – ойкиста.

Типы могил очень разнообразны: грунтовые могилы в виде простых ям; плитовые, когда могила обкладывалась плитами; черепичные могилы складывали из черепицы в виде прямоугольных ящиков, либо над телом умершего ставили черепицы в виде двускатной крыши; сырцовые, когда стенки могил обкладывали сырцовыми кирпичами. Существовали могилы более сложных конструкций – склепы: земляные, сырцовые, каменные или вырубленные в скале. Над могилами насыпали небольшой земляной холмик и ставили надгробный памятник.

В большинстве исследованных погребениях некрополя античной Феодосии зафиксирован обряд кремации: после сожжения трупа пепел погребали в урнах. Урны для пепла делали из глины и бронзы, в качестве урны могли использовать разные типы крупных ваз. В экспозиции представлена редкая расписная амфора стиля «Гадра» из Александрии Египетской, которая была использована в качестве урны в погребении начала III века до н.э. Она была найдена в 1972 году при исследовании кургана на мысе Святого Ильи.

На Боспоре, в условиях дефицита леса, широко распространился обряд трупоположения. Гробы делали из глины или из дерева. Иногда гроб ставили в саркофаг, который мог быть деревянным, часто богато орнаментированным или каменным. Стенки саркофага дополнительно украшались. В экспозиции – гипсовые налепы саркофага. Детей часто хоронили в амфорах.

В могилы клали разнообразные сосуды, чаще всего лекифы, вещи, принадлежавшие умершему. Признаками женского погребения являются зеркала, а мужского – оружие, инвентарь атлетов: стригили – скребки, которыми спортсмены очищали свое тело от пыли и грязи, алабастры и арибалы. В могилы ремесленников иногда клали инструменты, а в детские могилы – игрушки. Существовал обычай оставлять с покойником медную монету (обол) для уплаты Харону за перевоз души умершего через реку забвения Стикс в подземное царство (так называемый «обол Харона»). Часто в могилы помещали зажженный светильник. На могиле совершали тризну.

При раскопках Феодосийского курганного некрополя IV века до н.э. обычными находками являются краснофигурные пелики. Роспись на их стенках воспроизводит мотивы древнегреческих мифов, связанных с Причерноморьем: амазономахии (сражений амазонок), изображения аримаспов, грифонов, фигуры участников мистических процессий.

Производилась основная масса подобных ваз в IV – III веках до н.э. в Афинах. А местом находки большинства пелик является территория Боспорского государства. Сюжеты росписей подбирались из расчета на потребности покупателей, живших в Северном Причерноморье. Такие вазы были массовыми ремесленными изделиями. Отпечаток массового производства несет и беглый стиль росписей. Подобный стиль принято называть «керченским».

 Взаимопроникновение античных культур

Эллинская культура в Северном Причерноморье, а особенно на Боспоре, соприкоснулась с культурой местного населения, испытала ее воздействие. Со временем культура греческого населения Боспорского государства вобрала в себя некоторые варварские обряды, обычаи.

В то же время греческие города Северного Причерноморья были неразрывно связаны с общеэллинской культурой, развивались в контексте развития Эллады. Культурные достижения эллинов воспринимались на лучших образцах пластики, вазописи, архитектуры, литературы.

Одним из самых значительных сооружений в греческих античных городах был театр. Греческий театр ведет свое происхождение от народных представлений в честь бога Диониса. Лишь позднее появились специальные сооружения – театры. Актеры выступали в масках; чтобы казаться выше, они одевали особую обувь на каблуках – котурны – или вставали на ходули.

Театр был неразрывно связан с общественной жизнью города. В театрах ставились трагедии и комедии, происходили музыкальные и литературные состязания. В Северном Причерноморье до настоящего времени театр открыт только в Херсонесе. Косвенным подтверждением существования театров в городах Боспора служит литературная традиция, надписи и изображения актеров, находки терракотовых статуэток актеров, театральных трагических и комических масок. Большинство находок местного производства.

Феодосийский музей древностей обладает большим собранием лапидарных и эпиграфических памятников разных эпох. Среди произведений античных скульпторов особое место занимает монументальная известняковая стела с изображение грифона, мифологического существа, связанного с древнеперсидской мифологией.

Рельеф был найден в начале XIX века на Таманском п-ове. Он принадлежит резцу незаурядного местного мастера и отражает местный круг мифов и преданий. Это одно из лучших произведений скульптуры античного Северного Причерноморья.

К наиболее ранним поступлениям в коллекцию музея относится и посвятительная надпись IV века до н.э. Надпись на мраморном постаменте статуи (сама статуя не сохранилась) гласит: «Аристоника, дочь Ксенокрита, жрица Демерты, за дочь свою Деметрию посвятила Деметре».

Памятник отражает огромную роль земледелия в Северном Причерноморье. На Боспоре эллинский культ богини земледелия Деметры слился с культом местного земледельческого женского божества – Великой Богини, терракотовые статуэтки которой часто находят археологи.

В экспозиции представлены и античные надгробия. На мраморной стеле конца V в. до н.э. из Аттики изображена сцена прощания души умершего со своей семьей. Два известняковых надгробия местного производства. В одежде всадника на рельефе надгробия Даса, сына Еврипида, I в. н.э. переданы черты варварского одеяния (штаны и т.п.).

Подписка на новости музея