Пн 10:00 — 17:00 Ср-Чт 10:00 — 17:00

     

Календарь событий
в нашем музее

1

Ноябрь

2017

6

Ноябрь

2017

Античная история Феодосии(часть 2)

06 ноября 2017 г.
Античная история Феодосии(часть 2)

Держава Митридата VI Евпатора

В составе державы Митридата VI Евпатора северопонтийские города обладали известной автономией, сохраняли свое внутреннее устройство. После гибели Митридата в 63 году до н.э. Боспор попал в зависимость от Рима.

В первые века новой эры Боспорское государство переживало новый подъем. Оно занимало всю ту территорию, что и в период расцвета при Спартокидах. Вся полнота верховной власти была сосредоточена в руках царя. Вступление на престол каждого нового правителя подлежало утверждению римского императора. Помимо собственных имен, боспорские цари обязательно использовали римские династические имена Тибериев Юлиев.

Портреты членов римского императорского дома помещались на золотых боспорских монетах. В государстве был учрежден культ императоров, первосвященниками которого выступали боспорские цари. Но практически политика Боспорского царство была достаточно самостоятельна как во внутренних делах, так и в сфере внешних сношений.

Через крупнейшие города Боспора по-прежнему вывозилось большое количество зерна, другие товары. Расширялись торговые связи с различными уголками древнего мира. Из зависимых от Римской империи районов на Боспор ввозилась разнообразная краснолаковая и стеклянная посуда, украшения, светильники.

Позднеантичные памятники искусства в экспозиции представлены прекрасной мраморной головой Геры – римской копией рубежа I – II веков  н.э. с греческого оригинала, фрагментом портретной статуи мальчика, малоазийскими терракотовыми статуэтками.

Отдельные области боспорского государства или отдельные города подчинялись власти наместников. Традиции полисного самоуправления в первые века новой эры были, практически, уже полностью изжиты. Среди боспорских регионов Феодосии, видимо, принадлежало важное место. В одной из надписей 70–х годов III века имя Менестрата, наместника Феодосии, в списке боспорских чиновников названо сразу за именем царя. К тому же этот Менестрат был и наместником царской резиденции.

 Сарматизация Боспора

В первые века новой эры изменился этнический состав населения Боспорского государства. Увеличился приток на Боспор сармат. Сарматы - кочевые ираноязычные племена, родственные скифам по языку и образу жизни, но отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Название народа "сарматы" или равнозначное ему "сирматы" появляется в источниках IV в. до н.э. и обозначает племена, жившие на Правобережье Танаиса. Многие исследователи полагают, что сарматы произошли от савроматов – народа, обитавшего в геродотово время к востоку от Танаиса (соврем. Северский Донец).

Греческий историк Геродот сообщает нам о происхождении сармат. По тексту его рассказа можно заключить, что сарматы происходят от союза скифов и амазонок. Разумеется, что Геродот только изложил бытовавшую в то время легенду. Однако в то же время он сообщает и важные подробности. К примеру, Геродот пишет о высоком социальном статусе женщин у сармат, что подтверждается многими другими авторами, а в наше время результатами археологических исследований - почти все богатейшие сарматские погребения принадлежали именно женщинам.

До греческой колонизации крымского полуострова, сарматы вели вольный, кочевой образ жизни. Получить представление об этом мы можем из отрывка сочинения еще одного греческого историка - Страбона: "...их войлочные палатки прикрепляются к кибиткам, в которых они живут. Вокруг палаток пасется скот, молоком, сыром и мясом которого они питаются. Они следуют за пастбищами, всегда по очереди выбирая богатые травой места, зимой на болотах около Меотиды, а летом на равнинах".

 

Сарматы постепенно смешиваются с греческим населением крупных и небольших полисов. Среди жителей городов появляется множество людей, носивших иранские имена. Под воздействием сармат изменилось вооружение и одежда. Сарматы стали хоронить своих соплеменников среди греков в городских некрополях. Происходит "варваризация" культуры греков. Также сарматы заселяют и сельскую округу греческих городов - хору. Одним из наиболее значительных поселений сармат на Боспоре было сельское поселение близ современной деревни Семеновка на берегу Азовского моря к северо – востоку от Феодосии.

Поселение возникло в конце III – начале II веков до н.э. Его площадь составляла около 3 тысяч кв.м. Поселение имело террасную планировку, было укреплено оборонительными стенами. Дома имели каменные стены и земляные крыши. В ходе археологических раскопок найдены многочисленные железные сельскохозяйственные орудия: лемехи плугов, косы, мотыжки, садовые ножи. Эти орудия, а также большие зерновые ямы, расположенные вне укреплений, обугленное зерно, свидетельствуют о развитом земледелии и садоводстве.

Важную роль в хозяйстве играло рыболовство: при раскопках обычными находками являлись рыболовные крючки, каменные и глиняные грузила. Бытовой инвентарь довольно однороден, преобладают лепные сосуды различных форм, однако встречается и привозная малоазийская краснолаковая посуда. В одном из домов был обнаружен глиняный очаг с обугленным зерном.

В экспозиции также представлены остатки румян, разнообразные украшения из некрополя поселения. Жители поселка, скорее всего, являлись свободными или полусвободными людьми, платившими подати боспорским царям. Погибло поселение около 240 года н.э.

 

Этногенез в эпоху Рима

В 1978 году вблизи горы Опук к востоку от г. Феодосии, при земляных работах случайно был обнаружен могильник I – III вв. н.э. Инвентарь погребений составляли привозная малоазийская краснолаковая посуда разных типов, бронзовые украшения, стеклянные изделия. Большое количество привозных изделий указывает на размах боспоро–средиземноморской торговли в I-е века н.э.

С III века в Северном Причерноморье происходили сложные этнические процессы. В начале III века сюда проникли германские племена, известные античным авторам под именем готов. Движение готов от берегов Балтийского моря на юг в позднеримский период тесно связано с общим военным наступлением германцев по всей линии Рейна, римского пограничного вала и Дуная, от Северного до Черного моря. Подталкиваемые перенаселением, германцы продвинулись далеко за пределы обитания родственных племен. В период «военной демократии» нарушался принцип совместного проживания членов одного рода или племени на одной территории. Складывались союзы племен во главе с военными вождями. Готы, поселившись в Северном Причерноморье, возглавили обширный союз разноэтничных племен, в который вошли германские, сармато–аланские и прочие этнические группы.

В середине III веке готы и аланы вторглись в Крым. Варвары уничтожили позднескифское царство, нанесли тяжелый удар Боспорскому государству. В 60–70–е годы III века погибли многие городские и сельские поселения Боспорского царства. Сфера боспорского влияния на окрестные территории резко сократилась. Гото-аланы расселились на территории Боспора. Возможно, они ассимилировали какую-то часть уцелевших скифо-сармат. Боспор во многом попал под влияние вторгшихся в Крым варваров с несарматской по облику культурой. В последней четверти III – начале IV века восточная часть Керченского полуострова стала ареной войны между Боспором и Херсонесом. В 30–е годы IV века прекратился выпуск боспорских монет. А во второй половине IV веке н.э. на Боспор обрушились гунны.

Гуннское нашествие принято считать той исторической вехой, которая завершила собой тысячелетнее развитие античных государств Северного Причерноморья. Кочевые орды тюркоязычных гуннов ворвались в Восточную Европу из степей Центральной Азии. В последней четверти IV века гунны, подчинив часть алан, разгромили готский союз племен. Готы были вытеснены далеко на запад. Лишь незначительная часть их уцелела в горной части Крыма.

В восточный Крым гунны проникли, видимо, после 380 года. Их появление не привело, как считали ранее, к полному запустению Керченского полуострова. Гуннский разгром городов, вероятно, не сопровождался массовым угоном или истреблением населения. Но подчинение гуннам, хотя и не стало такой катастрофой, как варварские вторжения III века, не способствовало экономическому и культурному процветанию региона. Ослабели внешние связи, углубилась натурализация хозяйства, население усвоило элементы культуры пришельцев. Так, в V веке местная знать переняла стиль украшений, сложившийся у народов гуннского союза.

События III – IV веков, несомненно, отразились на судьбе древней Феодосии. Возможно, позднеантичная Феодосия на каких-то этапах своей истории выходила из-под власти боспорских правителей. Так, в конце III – начале IV века по Каффе – так тогда называлась область с центром в городе Феодосии – проходила граница между Боспором и Херсонесом. В надписи начала IV века с именем Аврелия Валерия Сога, наместника Феодосии, «известного августам» и «почтенного Диоклетианом и Максимилианом» титул бопорских царей вообще не упоминался. По сообщению анонимного автора Перипла Понта Эвксинского (V или VI века н.э.) Феодосия была опустевшим и заброшенным городом, который на аланском языке назывался Ардабда, т.е. «семибожий».

Подписка на новости музея