Пн 10:00 — 17:00 Ср-Чт 10:00 — 17:00

     

Календарь событий
в нашем музее

1

Ноябрь

2017

6

Ноябрь

2017

Караимская слобода

06 ноября 2017 г.
Караимская слобода

Караимская община в Крыму.

Этнографический зал музея «Караимская слобода, конец  XIX- начало  XX вв.» знакомит посетителей с историей и культурой народов Крыма этого периода. Зал был открыт в июле 1990 г. Феодосийский музей древностей стал первым среди музеев Крыма, в котором была открыта этнографическая экспозиция. Автор научной концепции создания экспозиции – старший научный сотрудник Гуров А.Н, дизайн – архитектор и художник Арефьева С.М. В зале представлены экспонаты из музейных коллекций, а также экспонаты, собранные научными сотрудниками у жителей города.

Название экспозиции «Караимская слобода» дано по названию одного из древнейших этносов, проживающих на территории Крыма.

Караимы – один из древнейших народов Крыма. Этнически – это результат смешения остатков древнего населения полуострова с переселившимися сюда тюрками, воспринявшими караимизм (один из толков иудаизма, отрицающий Талмуд). Караимское движение берет свое начало в г. Багдаде Аббасидского халифата (на территории современного Ирака) в середине VIII века. Кроме отрицания Талмуда, караимы отличались от прочих евреев («талмудистов» или «раввинистов») празднованием Шаббата, проведением обряда обрезания, в законах ритуальной чистоты и степенях родства при заключениях браков, а также во времени проведения традиционных еврейских праздников, в устройстве синагог (кенасс) и литургической обрядности.

Термин «караимы» появляется в IX веке в трудах караимского теолога Вениамина бен Моше Нагавенди, назвавшего этим именем различные антиталмудические течения. Название «караим» («чтецы», «читающие») – это множественная форма от древнееврейского «карай» – отражает основную характеристику данного движения – почитание или чтение Священного Писания, то есть Ветхого Завета, как единственного и прямого источника религиозной истины.

Возглавлял караимское духовенство всей Российской империи гахам (с древнееврейского «мудрец»), на его содержание караимские общества отдавали определенные денежные суммы. Должность гахама была выборной. Первым гахамом был избран известный купец из г. Евпатории Сима Соломонович Бобович в 1839 году. Во главе каждой караимской общины стоял газзан -  духовный глава общины. Его помощником был шамаш (служка) и митпалель (проповедник). Погребальные обязанности исполняли «хевра кадиша» (священное братство). Финансовыми делами заведовал казначей – габбай, а образованием – учителя-маскилы. Караимы в качестве языка богослужения, деловой переписки, литературы используют иврит (древнееврейский язык), а в качестве разговорного используют язык крымских татар.

Об истории караимов и времени появления их в Крыму ученые историки, литераторы и представители общественности спорят до сих пор. Первые сообщения о пребывании караимов на полуострове датируются 1278 годом. В это время в г. Солхат (Старый Крым) существовали общины караимов и раббанитов. В XIII веке возникает караимская община в г. Каффа (Феодосия). Около 1292 года в городе была построена караимская синагога (кенасса). В середине XIV века возникает караимская община в Чуфут-Кале, которая становится самой крупной и значительной в Крыму.

Золотой век истории караимов

Важнейшим периодом для усиления караимской общины в Крыму становится конец XVIII века. После присоединения Крыма к России (1783 г.) началась массовая эмиграция татар и турок с полуострова, а также исход христианского населения (греков и армян). Караимы за бесценок скупили опустевшие земли, в своих руках сосредоточили прибыльную торговлю табаком.

Таким образом, достаточно незначительная караимская община Крыма (около 2600 человек в конце XVIII в.) стала одной из самых процветающих в экономическом отношении этнических групп Российской империи. С 1863 года караимы пользуются всеми правами православных христиан Российской империи: служат в армии, учатся в университетах, занимают ответственные государственные посты и др. В начале XX века в г. Феодосия проживало около 1,5 тысяч караимов (сейчас около 100 человек). Самые известные и богатые феодосийские фамилии - Крымы, Стамболи, Хаджи.

Традиционными занятиями караимов были торговля, ремесла, садоводство. Они жили преимущественно в городах, занимая в них отдельные кварталы. Караимская слобода в г. Феодосия в это время была ограничена несколькими узкими улочками между улицами Армянской (бывшая Тимирязева), Желябова и холмом Митридат. Центральная улица слободы – Караимская (бывшая Фурманова), вернула свое историческое название в 1990 году.

На территории слободы по ул. Караимской, 14, сохранился типичный караимский дом (усадьба Самуйловича), являющийся памятником архитектуры XVII в. Караимский дом - обычно двухэтажный. На первом этаже располагалась кухня с печью и хозяйственные помещения. Второй этаж был жилым. Левая часть – женская половина, правая – мужская. В доме имелась гостиная и комната для стариков (родителей).

В гостиной у одной из стен стоял сет (деревянная лежанка), на нее стелился матрац, сверху красивое покрывало, у стены укладывали многочисленные подушки прямоугольной формы в ярких расшитых наволочках. К стене над сетом прибивался ковер, также ручной работы. Гостей принимали сидя на полу за низким деревянным столиком, накрытым металлической круглой или шестигранной столешницей. Полы в домах покрывали войлочными коврами, заходя в дом, было принято снимать обувь.

Караимы – гостеприимный народ. Принять гостя в доме и угостить его – целый ритуал. Обязательно варили кофе, подавали сладости и фрукты. В быту использовали преимущественно медную посуду кустарного производства. Показ посуды: тава – сковорода, эбрык – кофеварка (джезва), мэшербэ – кружка, кум – кувшин, тэшыклы – тэпэз (деревянная корзина или дурхшлаг), турху – резец для обрезания теста и др.

В экспозиции представлен традиционный женский караимский костюм – длинное узкое однотонное бархатное или шерстяное платье, дополнявшееся вышитым поясом. Поверх платья надевалась короткая курточка с узкими рукавами украшенная вышивкой (кырха). Головной убор был обязателен. У девушек – круглая бархатная шапочка, также украшенная вышивкой, замужние женщины покрывали голову платками или косынками.

 

Национальные и религиозные меньшинства

Крым – всегда был полиэтничным, поэтому в экспозиции зала представлены быт и культура других народов, населявших Крымский полуостров – русских, украинцев, крымских татар, армян, греков и других. Феодосия в конце XIX- начале XX вв. – город многонациональный, что нашло отражение в названиях городских улиц и слободок: Караимская, Итальянская, Генуэзская, Греческая, Турецкая, Армянская и другие.

В конце XVIII - начале XIX вв. в Крыму появляются новые поселения. Основными жителями новых поселений становятся переселенные на полуостров государственные крестьяне из центральных районов России и отставные солдаты. Их главным занятием становится земледелие, огородничество, виноградарство и садоводство. В экспозиции представлен женский украинский костюм. Особый интерес представляет коллекция вышитых полотенец. Традиционные цвета вышивок – красный и черный на выбеленном полотне, орнамент вышивок – растительный и геометрический, основная техника вышивок – крест. Края полотенец, как правило, украшали кружевом. Привлекает внимание полотенце с сюжетной сценкой – встреча девушки и юноши.

Обстановка домов была небогатой. Мебель часто изготовляли вручную. В экспозиции представлены плетеный из лозы сундук, деревянная скамья и др. В городских семьях мебель и предметы быта были заводского и фабричного производства.

С периода средневековья большую этническую прослойку населения восточного Крыма составляли армяне, появившиеся на полуострове в конце XII - начале XIII веков. Большая часть армян проживала в городах, где они занимались в основном торговлей и строительством. Среди них было много искусных ремесленников. В экспозиции представлены буфет – работа армянских резчиков по дереву 1630 г. и посуда.

В 1914 году в Феодосии проживало до 38 тысяч человек (Крым: Путеводитель. – Симферополь, 1914. – С.609). Население города составляли: русские и украинцы – 60%, евреи – 15%, татары – 10%, греки – 4%, караимы – 3,5%, армяне – 2,7%, поляки – 1,4%, немцы – 0,7%. В 40-е годы XX века изменился национальный состав населения Крыма и Феодосии. В 1941 г. были депортированы немцы, в 1944 г. – крымские татары, греки, армяне, болгары. В 90-е годы XX века в Крым возвращаются депортированные народы, создаются национальные общества, начинается возрождение национальных культур и традиций.

Подписка на новости музея