Пн 10:00 — 17:00 Ср-Чт 10:00 — 17:00

     

Календарь событий
в нашем музее

1

Ноябрь

2017

6

Ноябрь

2017

Ранняя история Крымского полуострова

06 ноября 2017 г.
Ранняя история Крымского полуострова

Заселение Крымского полуострова первобытным человеком (палеоантропом) началось в палеолите (древнекаменном веке), около 100 000 лет тому назад. Крым располагался южнее зоны распространения ледника. По сравнению с материковой частью, он отличался более мягким климатом, разнообразием рельефа и ландшафтов. На относительно небольшой территории сочетались степи, лесостепи, горы, леса. Здесь обитали мамонт, шерстистый носорог, северный олень, дикий осел, песец, белая куропатка. В более многоводных реках водились лосось, вырезуб, щука. Крым был богат выходами и месторождениями кремня, применявшегося для изготовления орудий труда. Скальные навесы, гроты второй и третьей гряды Крымских гор служили естественными убежищами древнему человеку. На территории Крыма открыто более 20 стоянок первобытного человека эпохи мустье (150–120–35–30 тыс. лет тому назад): Чокурча, Сюрень, Староселье, Шайтан – Коба, Киик – Коба, Волчий Грот и др.; несколько стоянок периода позднего палеолита (35–30–10 тыс. лет тому назад). В Восточном Крыму палеолитические стоянки обнаружены вблизи Судака и Керчи.

Палеолит – начальный и самый длительный этап развития человеческого общества. В эту эпоху происходил постепенный переход от первобытного стада к материнской общине, развитие искусства, зарождение религиозных представлений. Поздний палеолит – время появления человека современного антропологического типа. Основным занятием палеолитического человека была коллективная охота. Огромная роль в хозяйстве принадлежала собирательству, которое поставляло, прежде всего, растительную пищу. Орудия труда изготавливались из камня, дерева, кости. Общее направление совершенствования приемов обработки кремня в палеолите – от более трудоемких к менее трудоемким. Основная масса мустьерских и верхнепалеолитических орудий выполнена на отщепах с помощью скалывания, оббивки, подтески, ретуширования. Палеолитические кремневые орудия многофункциональны. Они предназначались для обработки дерева и кости, для резания, скобления, строгания, сверления.

В мустье произошло становление важнейших орудийных форм – остроконечника и скребла. Из архаичных форм употреблялись рубила. В позднем палеолите роль остроконечника и скребла уменьшается. Появился призматический нуклеус. Он давал удлиненные, ножевидные сколы. Ножевидные пластинки использовались в качестве вкладышей в составных орудиях. В позднем палеолите была изобретена копьеметалка. Эпоха финального палеолита или мезолита (среднекаменного века – конец IX – начало V тыс. до н.э.) – время расцвета микролитической индустрии. Микролиты – маленькие кремни поперечником 1 – 2 см в виде сегментов трапеций, треугольников – использовались как вкладыши в костяную или деревянную основу. Микролиты применялись в качестве наконечников стрел. Изобретение лука – одно из важнейших событий мезолита.

Более мягкий климат, распространение мелких животных способствовали развитию индивидуальной охоты. В мезолите одомашнивается собака. Возрастает роль рыболовства. Видное место в хозяйстве мезолитического населения Крыма продолжает занимать собирательство. Хозяйственные изменения привели к дроблению крупных общин, что, как полагают, ускорило процесс возникновения новых племен. В Восточном Крыму исследовано несколько десятков мезолитических стоянок: в Ленинском р-не близ с. Луговое, пос. Ленино, Фронтовое, местонахождение в Черной и Песочной балках восточнее Феодосии. На большинстве мезолитических стоянок Восточного Крыма жизнь продолжалась и в эпоху неолита (новокаменного века – для Крыма – V – III тыс. до н. э.). В Восточном Крыму зафиксировано более 20 неолитических поселений. По-прежнему в неолите широко применялись кремневые орудия труда геометрического типа. Для их изготовления, как правило, использовалось местное сырье.

Подавляющее большинство галек из кладов кремневого сырья из мезолитических и неолитических памятников Керченского полуострова по микроструктуре и другим специфическим признакам близки кремням черноморского пляжа на участке от города Феодосия до мыса Чауда. В неолитическое время были освоены новые способы обработки камня, особенно вязких пород: шлифование, пиление, заточка, сверление. Повсеместно распространилась глиняная лепная посуда, появление которой относят еще к мезолиту. Неолит – эпоха перехода от присваивающих форм хозяйства: охоты и собирательства, - к производящим: земледелию и скотоводству. Периоды мезолита и неолита в экспозиции представлены находками с многослойных стоянок и поселений Ленинское и Луговое, а также отдельными кремневыми орудиями, обнаруженными в окрестностях Феодосии.

 

Культуры эпохи начала металлургии.

Неолит исчерпал возможности принципиального улучшения каменных орудий. В дальнейшем, с появлением металлургии, хотя и применялись некоторые новые приемы обработки камня, но он потерял значение единственного сырья для изготовления наиболее важных орудий. Будущее открывалось перед металлами.

В эпоху энеолита (меднокаменного века) и бронзы (III – начало I тыс. до н. э.) в Северном Причерноморье последовательно обитали племена кемиобинской, древнеямной, катакомбной, многоваликовой и срубной культур. Наряду с каменными орудиями в этот период появились изделия из самородной меди, а затем из сплавов на основе меди, т.е. бронзы. Основой хозяйства племен бронзового века были скотоводство и земледелие. Развивался обмен между населением отдельных регионов продуктами скотоводства и земледелия, металлами, изделиями из меди и бронзы.

В эпоху энеолита и бронзы появился устойчивый погребальный обряд, орнаментация керамики. Характерные орнаменты и принципы устройства погребальных сооружений – важнейший формальный признак принадлежности к той или иной культуре. Большинство курганов степного и частично предгорного Крыма содержат в себе погребения древнеямной культуры (III – нач. II тыс. до н.э.).

Хозяйство древнеямных племен было комплексным – они занимались скотоводством и земледелием. Типичное погребение древнеямной культуры было обнаружено близ села Льговского Кировского района. Погребение совершено в грунтовой яме, костяк находился в скорченном положении. В погребальном обряде использовалась охра. В могиле находился лепной сосуд со специфическим орнаментом. Представленные экспонаты: керамика, костяные (характерная древнеямная молоточковидная булавка), кремневые и металлические изделия -  найдены в древнеямных захоронениях степного Крыма.

В первой половине II тыс. до н.э. на значительной части степей и лесостепей Восточной Европы расселились племена катакомбной культурно-исторической общности. Основу их хозяйства составляло развитое скотоводство. Земледелие было подсобным. Основанием для археологического названия культуры послужила форма могильной ямы с ответвлением в сторону (катакомбой).

В экспозиции – находки из катакомбных погребений близ села Рюмшино Джанкойского района, обнаруженные Северо-Крымской археологической экспедицией ИА АН УССР в 1981 году. Это шлифованные молотки, кремневые наконечники стрел и копий, каменные булавы, изделия из бронзы, терочники, разнообразная лепная керамика. Основная форма катакомбной керамики – сосуд с выпуклыми боками и цилиндрической шейкой, с  разнообразным орнаментом, чаще всего – шнуровым.

Во второй четверти II тыс. до н.э. на территории расселения катакомбных племен появились памятники так называемой культуры многоваликовой керамики (КМК). Эта культура занимала большую территорию: ее памятники распространены в Молдавии, на значительной части Степной и в южных районах Лесостепной Украины, в бассейне Дона. Наиболее яркой и характерной чертой культуры является своеобразный многоваликовый орнамент керамических изделий.

Основным занятием племен многоваликовой керамики было скотоводство, однако, некоторые материалы указывают и на распространение земледелия. На Крымском полуострове культура многоваликовой керамики существовала в XVI – XIV вв. до н.э. Поселения КМК обнаружены близ пос. Коктебель, в окрестностях Феодосии. В экспозиции представлены находки с этих поселений: фрагменты лепной керамики с характерными налепами в виде валиков, костяные и кремневые орудия.

Основная территория формирования срубной культурно-исторической общности (вторая половина II – начало I тыс. до н.э.) лежит в среднем и нижнем Поволжье. Одной из разновидностей погребального обряда было захоронение покойника в срубе высотой в один – два венца, перекрытом накатом. Эти срубы и послужили поводом для названия всей общности. Иногда находят трупоположения в обыкновенных ямах. Предками срубных племен, вероятно, были племена ямной культуры Поволжья. За последние 200 – 300 лет II тыс. до н.э. срубные племена проникли далеко на запад, расселившись в степной и лесостепной зонах Восточной Европы.

В Северном Причерноморье срубная культура просуществовала до IX в. до н.э. Основу хозяйства раннесрубных племен составляло отгонное скотоводство, позднесрубных – скотоводство и земледелие. Большое развитие получили металлургия, кожевенное производство и обработка кости. В срубную эпоху произошло важное социально – экономическое событие – освоение лошади как упряжного животного. В экспозиции представлены характерные срубные плоскодонные баночные лепные сосуды и бронзовые ножи.

 

Киммерийцы и кизил-кобинская культура.

В I тыс. до н.э. население Крымского полуострова вступило в эпоху раннего железа. Отныне железные изделия: оружие, орудия труда – становятся обычными находками в погребениях, культурных слоях поселений, кладах. Первым народом, населявшим степи Северного Причерноморья в раннем железном веке, хронологически, были киммерийцы. Сведения о них сохранили античные авторы: Гомер, Геродот, Страбон. Под именем «гамирра» киммерийцы известны в ассирийских клинописных документах, а как «гомер» упоминаются в Библии. Античная литературная традиция сообщает, что во главе киммерийцев стояли многочисленные вожди – басилевсы (цари). В VIII – VII вв. до н.э. киммерийцы совершали походы в Переднюю Азию. Во второй половине VII в. до н.э. в Северном Причерноморье они были ассимилированы скифами. До сих пор не решены проблемы происхождения этого народа, его языковой принадлежности, ареала, соотнесения с киммерийцами какой-либо археологической культуры.

В настоящее время «киммерийцами» считают кочевников Северного Причерноморья предскифской поры. Видимо, киммерийцы генетически связаны с племенами срубной культуры. «Киммерийская» топонимика Керченского полуострова античной эпохи – Боспор Киммерийский (Керченский пролив), Киммерийский Брод, Киммерийские Переправы, Киммерик – дали основание считать восточный Крым границей области проживания киммерийцев, зоной контактов с другими этносами. В экспозиции материальная культура киммерийцев представлена инвентарем погребения в Джанкойском районе – керамикой, мелкими предметами.

В античную эпоху горная часть Крымского полуострова получила название Таврики. Таврами древние греки называли жителей Крымских гор и предгорий. Согласно античной литературной традиции, тавры разделялись на многочисленные «царства», вели кочевой образ жизни, пиратствовали на море, были грубы и невежественны. Безусловно, таврские могильники из каменных ящиков на Главной гряде Крымских гор и на Южном берегу Крыма датируются VI – V вв. до н.э.

В 1926 г. археолог Г. Бонч–Осмоловский в результате раскопок в пещере Кизил–Коба (Красная пещера) вблизи Симферополя выделил особую кизил–кобинскую культуру. Ученый высказал мысль о принадлежности этой археологической культуры таврам. Кизил–кобинская культура представлена поселениями и могильниками  IX – III вв. до н.э., в предгорном Крыму. Основными занятиями кизил–кобинцев были земледелие и пастушеское скотоводство.

Первоначально тавры проживали в предгорном Крыму, занимаясь земледелием и пастушеским скотоводством. В VI в. до н.э. некоторые таврские племена переселились в горы и на ЮБК. Там в их среде сформировался хозяйственно – культурный тип, связанный с отгонно–пастбищным скотоводством и, возможно, пиратством. Различия в хозяйственной деятельности и некоторая территориальная обособленность привели к формированию особенностей в материальной и духовной культуры тавров Горного и Южнобережного Крыма. В IV в. до н.э. произошел обратный отток населения в предгорья и новая консолидация таврских племен на базе оседлого земледельческо – скотоводческого хозяйства. В предгорьях многие поселения существовали в IV – III вв. до н.э. Всего известно более 100 таврских и кизил–кобинских поселений и могильников.

На границах степей и предгорий, также на Керченском полуострове в VI – IV вв. до н.э. происходило смешение тавров – носителей кизил–кобинской культуры и скифов. Небольшая часть тавров попала в число жителей античных городов, особенно в начальный период их существования и была ассимилирована греками. Приблизительно в III в. до н.э. тавры растворились в скифской среде. Общество тавров стояло на этапе разложения родового строя. В экспозиции материальная культура тавров представлена находками из могильников у с. Петрово Белогорского района, у с. Перевальное Симферопольского района и поселений Холодная Балка и Калинная Балка в юго-восточном Крыму. Это характерная кизил–кобинская чернолощеная керамика с врезным линейным орнаментом, бронзовые украшения, бусы. Здесь же предметы конской упряжи, орудия труда, среди которых есть и железные.

Скифская культура в Крыму.

В VII в. до н.э. в Северном Причерноморье появилась однородная скифская культура. Античные авторы, в первую очередь Геродот, сообщают, что скифы изгнали киммерийцев со своих земель. В период расселения в Северном Причерноморье ираноязычные скифские племена находились на стадии разложения родового строя патриархального типа. Возможно, уже в то время у них существовала военная демократия – заря государственности.

В степях Северного Причерноморья – и в Крыму в том числе – по свидетельству Геродота жили царские скифы, «самые сильные и многочисленные, считающие прочих скифов своими рабами». Предками скифов были, вероятно, племена срубной культуры.

Основой экономики ранних скифов было кочевое скотоводство. Материальная и духовная культура скифов – кочевников хорошо известна по трудам древних авторов, произведениям античного искусства, данным археологии. В экспозиции представлены некоторые материалы, отражающие культуру скифов – кочевников. Характерной чертой раннескифской культуры был так называемый «звериный стиль» в искусстве.

Животные изображались в определенных позах, причем большое внимание уделялось ряду деталей – глазам, лапам, когтям, рогам, ушам. Копытные (олень, козел) изображались с подогнутыми ногами, хищники кошачьих пород – свернувшимися в кольцо. Некоторые изображения животных были связаны с определенными скифскими божествами.

Уздечные бляхи «звериного стиля»

Уздечные бляхи «звериного стиля»

 

Фигуры этих животных как бы охраняли их владельцев от беды. Когти, хвосты и лопатки хищников часто оформлялись в виде головы хищной птицы: иногда на лопатках помещали полные изображения животных. Образцами этого стиля являются представленные в витрине уздечные бляхи V в. до н.э. из бронзы. Это стилизованные изображения оленя и пантеры.

Скифы, как описывает Геродот, поклонялись мечу – акинаку. Они вонзали его в кучу хвороста, производили возле него ритуальные действия, приносили ему жертвы. Короткие железные колющие мечи – акинаки, наконечники стрел, дротиков, копий являются характерными признаками мужского погребения. Скифские стрелы втульчатые, сделанные, преимущественно, из бронзы. Древнейшие стрелы листовидные, часто с шипом на втулке. Классические скифские стрелы напоминают трехгранные пирамидки.

Широко распространены были стрелы с выступающими по граням пирамидок ребрами – лопастями, по которым это стрелы называются трехлопастными. Стрелы изготовлялись в огромном количестве. Находки литейных форм свидетельствуют об их местном производстве. Скифская керамика сделана еще без помощи гончарного круга, хотя в соседних со скифами греческих поселениях круг применялся широко. Сосуды плоскодонные, разнообразные по форме.

В IV в. до н.э. скифы Крыма переходили от кочевого образа жизни к оседлости. В разных частях полуострова этот процесс происходил неравномерно. Более быстрыми темпами он шел на Керченском полуострове, где постоянно взаимодействовали три этноса: скифы, греки и местные доскифские племена. Процесс ассимиляции скифами местного населения прослеживается по могильникам и поселениям Восточного Крыма. В целом здесь исследовано около 20 памятников скифской культуры.

 

Скифская лепная керамика

 

Один из наиболее крупных – могильник V – III вв. до н.э. на берегу Ак–Ташского озера на севере Керченского полуострова. Среди находок - орудия труда, керамика, украшения. Часто в скифских погребения встречаются греческие изделия, которые свидетельствуют об активной торговле скифов с греческими городами Северного Причерноморья. В экспозиции представлены чернолаковая аттическая посуда, малоазийская керамика, амфора, бронзовые зеркала, монеты Боспорского царства из скифских погребений.

В III в. до н.э. в Крыму образовалось скифское государство со столицей в Неаполе Скифском (окраина современного города Симферополь). Позднескифское царство просуществовало около 600 лет. Скифы находились в активных политических и экономических отношениях с греческими поселениями. Не всегда это отношения были ровными – случались конфликты и войны. В I–е вв. н.э. скифская культура испытала мощное воздействие со стороны сармат. В III в. н.э. в результате нашествия готов позднескифское царство в Крыму гибнет. Вторжение гуннов во второй половине IV в. н.э. привело к гибели последних очагов позднескифской культуры.

Скифы составляли часть населения греческих городов, оказали заметное влияние на культуру эллинского населения Крыма. Ярко греко–скифское взаимовлияние проявилось в восточном Крыму, на территории Боспорского государства. Скифы выступили важным звеном в торговых связях варварской периферии с эллинскими городами Северного Причерноморья. Одним их таких городов была античная Феодосия.

Подписка на новости музея