Пн 10:00 — 17:00 Ср-Чт 10:00 — 17:00

     

Календарь событий
в нашем музее

1

Ноябрь

2017

6

Ноябрь

2017

Средневековый Крым(часть 2)

06 ноября 2017 г.
Средневековый Крым(часть 2)

Завоевание Каффы турками

После турецкого завоевания 1475 года южное побережье полуострова, берега Керченского пролива и часть горного Крыма вошли в состав Османской империи. С 1478 года в вассальной зависимости от турецкого султана находилось Крымское ханство. Господство Оттоманской порты подкреплялось турецкими гарнизонами, поставленными в ключевых пунктах полуострова. Административным, политическим, военным и торговым центром турок в Крыму стала Каффа (Кефе – Кучук – Стамбул – Крым – Стамбул – Ярым-Стамбул). Кефе дала свое имя провинции Османской империи – Кефской Ливе, которая охватывала территорию юго–восточного Крыма и Тамани. Земли, прилегавшие к городу составляли особый административный округ – Кефейский Кадылык. В Кефе размещалась резиденция наместника турецкого султана, в управлении которого находились турецкие владения в Крыму и некоторые крепости вне полуострова. В конце XV - начале XVI века такими губернаторами Кефской Ливы были будущие турецкие султаны Мехмед II и Сулейман Великолепный. Кефе рассматривалась турецкими властями как опорный пункт в военной политике в отношении Молдавии, Польши, Персии. Отсюда же осуществлялся надзор за Крымскими ханами.

В период Османского владычества Кефе оставалась крупнейшим городским центром Северного Причерноморья. После некоторого упадка, вызванного событиями 1475 года, в XVI – XVII веках наступило время нового расцвета города, несмотря на изменение мировых торговых путей, политического положения региона в конце XV – конце XVII веков. Черное море являлось как бы внутренним морем Османской империи – за Кефе сохранилось значение важного пункта посреднической торговли Западной и Восточной Европы, Азии, а также торговли между городами Османской империи. Одной из задач Кефе являлось обеспечение подвоза в Стамбул продовольственных товаров и сырья. В городе шла торговля ремесленными изделиями разных стран и продукцией местных ремесленников. Турецкий путешественник Эвлия Челеби (вторая половина XVII века) говорит о 167 ремеслах в Кефе. Здесь трудились портные, ювелиры, сапожники, ткачи, гончары, кузнецы. В экспозиции представлены керамические изделия из Кефе: подсвечник, поливная посуда.

В эпоху турецкого владычества одной из важнейших отраслей экономики города была торговля «живым товаром» - рабами. На рынки Кефе рабов поставляли крымские и ногайские татары, народы Кавказа: черкесы, абхазцы и др. Рабский труд широко использовался и в самом городе. По свидетельству французского инженера Гийома де Боплана (40–е годы XVII века) в Кефе было не менее 30 000 невольников в качестве прислуги христианского и мусульманского населения.

Город Кефе был крупным культурным и религиозным центром Османской империи. В городе находились мусульманские духовные училища – медресе, текие дервишей (общежития странствующих мусульманских монахов). В XVII веке здесь, по словам Эвлии Челеби, было 60 больших и малых мечетей. Главная мечеть, Султан – Селим, - огромное двенадцатикупольное здание (разрушено в первой половине XIX века) – была возведена на месте христианского храма в центре города (современный Матросский Сад). Представление об архитектуре мусульманских культовых сооружений турецкого времени дает единственная из сохранившихся турецких мечетей - Муфти – Джами («Мечеть Муфтия»). Это массивное сооружение в виде куба, перекрытого мощным полусферическим куполом. К мечети пристроен высокий минарет с балкончиком. Храм сложен из бутового камня, слои которого чередуются с рядами кладки из плоского кирпича - плинфы. Во дворе нашего музея хранится мраморная закладная плита этой мечети. Арабская надпись на этой плите говорит о том, что Муфти – Джами строилась с 1623 по 1637 год.

В Кефе имелись две синагоги, насколько десятков христианских храмов: греческих – православных, армянских, католических. В турецкий период город превратился в один из центров православной епархии, епископы которой носили титул митрополитов Кефейских и Готфейских (Каффских и Готских).

Турецкая Кефе была многолюдным, многонациональным, городом. Говоря о численности населения Кефе, путешественники XVII века называют цифру 80 тысяч жителей в самом городе и огромнейших предместьях. Здесь проживали армяне, греки, татары, турки, евреи, цыгане и др. Несмотря на некоторое увеличение доли мусульман в составе населения города, турецкая Кефе продолжала оставаться городом с преимущественно христианским населением. Город был относительно благоустроен – здесь работал построенный еще в генуэзскую эпоху водопровод. Фонтанов было огромное множество, но в некоторых из них вода была соленая. Эвлия Челеби говорит о 105 небольших питьевых фонтанах и 20 монументальных фонтанах. В 70–е – 80–е годы XVIII века в городе имелось более 30 действующих фонтанов, не считая многочисленных «колодцев» (небольших водоемов) во дворах жителей, куда подходили трубы водопровода. В экспозиции представлен рисунок сохранившегося армянского фонтана 1586 года постройки. В Кефе также имелось несколько десятков традиционных для исламских народов бань, работала городская канализация.

Османская Кефе - Кучук-Стамбул

Плотность городской застройки не везде была одинаковой. Имелись пустовавшие участки, земли, занятые садами. Динамику освоения городской территории иллюстрируют материалы археологической экспедиции 1991–1992 годов. Раскопки велись в переулке Больничный на склоне балки. Исследованный участок располагался на территории средневекового города. Были обнаружены остатки построек, хозяйственные ямы, тандыры, участки средневековой водопроводной системы. Городская застройка то «выдвигалась» на слон балки, то «уходила» с него. Впервые данный участок был застроен в 60–80–е годы XIV века, о чем свидетельствуют археологические находки. В XV веке склон балки пустовал. Вновь он был освоен в XVI веке, а наиболее мощный культурный слой относится ко второй половине XVII – первой половине XVIII веков.

В XVI – XVIII веках армяне сохранили за собой важную роль в экономической и культурной жизни городов юго–восточного Крыма: Каффы, Эски–Крыма. Хранителями армянской культуры выступали монастыри, крупнейший из которых , основанный в XIV веке монастырь Св. Креста (Сурб-Хач), находился вблизи Эски–Крыма (Старого Крыма). Из этого монастыря происходит прекрасная резная ореховая дверь XVII века. Здесь же можно увидеть позднесредневековый армянский хачкар. В современной Феодосии сохранились армянские постройки турецкого периода: фонтан, жилые дома.

В конце XVI – XVII веках приморские города Османской империи, расположенные по берегам Черного моря, территория Крымского ханства часто подвергались нападениям запорожских и донских казаков. В какой–то степени походы запорожцев и донцов были реакцией на постоянные набеги татар на русские и украинские земли. Но, обычно, главная цель казацких морских и сухопутных экспедиций состояла в получении добычи, т.е. грабеже. Не удивительно, что богатая торговая Каффа – Кефе привлекла к себе внимание «вольных людей». Пик казацкой активности на море пришелся на первую половину XVII века. В это время Кефе и ее окрестности несколько раз подвергались набегам. Наиболее крупную операцию совершил в 1616 году запорожский гетман Петр Конашевич–Сагайдачный, захвативший Кефе и освободивший большое количество невольников.

В XVII веке запорожское казачество не раз выступало на стороне крымских татар в их антисултанской борьбе. Зависимость ханов от Стамбула всегда раздражала и тяготила крымскую знать. В XVII веке Османская империя вступила в полосу кризиса, который привел к некоторому ослаблению центральной власти. Этим воспользовалась знать Крымского ханства. В 1624–1627 годах запорожцы под предводительством гетмана М. Дорошенко и крымские татары во главе с Мухаммед–Гиреем III и Шагин–Гиреем дважды занимали Кефе, совершили ряд успешных военных операций против турок.

В конце XVII века борьбу за господство в Северном Причерноморье активно включилось Российское государство. Во время русско–турецкой войны  (1768–1774 гг.) в 1771 году российские войска заняли Крымский полуостров. По Кучук–Кайнарджийскому мирному договору 1774 года к России отошла часть Керченского полуострова, а Крымское ханство получило независимость от Османской империи. В конце 70–х гг. XVIII века последний Крымский хан, Шагин–Гирей, перенес свою резиденцию из Бахчисарая в Каффу. Вблизи города возводится ханских дворец, строится монетный двор. Но Шагин – Гирей был вынужден отречься от престола. 8 апреля 1783 года Крымское ханство вошло в состав Российской империи. Вскоре после этого многие старые и новые города на северном побережье Черного моря получили древнегреческие названия. В конце 1783 или в начале 1784 года Кефа (Каффа - Кефе) вновь стала Феодосией, хотя в европейских странах она еще долгое время была известна как Каффа.

Подписка на новости музея