Виртуальная выставка к 76-й годовщине освобождения Крыма: «Освободители. 163-й гвардейский истребительный авиационный Феодосийский Краснознамённый ордена Суворова полк»

Выставка «Освободители. 163-й гвардейский истребительный авиационный Феодосийский Краснознамённый ордена Суворова полк»

Выставка приурочена к 76-летию освобождения Феодосии от немецко-фашистских захватчиков. Крым был освобождён весной 1944 г. в ходе Крымской наступательной операции. 13 апреля 1944 г. Феодосию освободили войска Отдельной Приморской армии при поддержке авиации, в том числе 249-го истребительного авиационного полка. С 14 апреля 1944 года он был преобразован в 163-й гвардейский истребительный авиационный полк, командир — подполковник П. Козаченко, а 24 апреля 1944 года за отличие в боях с немецкими захватчиками за освобождение города Феодосия приказом ВГК полку было присвоено почетное наименование «Феодосийский». Материалы, представленные на выставке, посвящены героям Великой Отечественной войны, лётчикам 163-го гвардейского истребительного авиационного полка, которые освобождали Крым и Феодосию.

Краткая боевая характеристика: С 22 июня 1941 года полк в составе Южного и Юго-Западного фронтов активно участвовали в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками на территории Украины и Северного Кавказа. С 10 октября 249-й полк участвовал в обороне Кавказа. С первого января 1943 полк совместно с войсками Северо-Кавказского фронта участвовал в наступательных операциях от городов Орджоникидзе, Нальчик, Моздок до полного освобождения от немецко-фашистских войск всего Северного Кавказа и Таманского полуострова до Керченского пролива. В составе ВВС РККА имелись разведывательные авиационные полки, но их было недостаточно.

Поэтому боевые задачи на разведку позиций и войск противника ставились и перед обычными истребительными авиационными полками. Командиры таких полков стремились иметь в своем распоряжении лётчиков, умеющих летать в одиночку на предельно дальние расстояния, скрытно приближаться к цели и уходить от неё, их самолёты оборудовались фотографической аппаратурой (в ущерб количеству боекомплекта). Таким разведчикам не поощрялись бои с вражескими истребителями, наоборот, они должны были любой ценой избежать воздушного боя, чтобы выполнить задание, а после его выполнения доложить об увиденном и проявить фотоплёнки. Лётчикам 249-го истребительного авиационного полка регулярно поручались разведывательные задания. Полк совместно с наземными войсками воевал на землях Полтавской, Днепропетровской, Донецкой, Ростовской области, Краснодарского края, Ставропольского края и Крыма, где шли особенно ожесточенные бои на земле и в воздухе.

Особенно отличился полк во время разгрома фашистских войск на Кубани. Лётчики вылетали на боевые задания с полевых аэродромов, расположенных на станциях: Ностагаевская, Старотитаровская, Варениковская. Летчики полка: Козаченко, Гришаев, Крючков, Онопченко, Михайлов, Харламов, Жаров, Федиов, Мосягин, Кулагин и другие громили немецкие дивизии на Кубани. Лётчики летали на самолётах, подготовленных техническим составом полка: инженером полка Родионовым, техниками: Сливиным, Козуб, Кураченко, Максимовым, Барановым, Торбцевым, Котенко, Макаровым, Мусиным, Бурдули, Никогосьяном. Воевали на самолетах-истребителях: «И- 16», «И-153», «ЛАГГ-3», «Ла-5». Когда фашисты были изгнаны из кубанской земли, полку была поставлена задача вести разведку для высадки большого десанта на Керченский полуостров. Лётчики за короткий период освоили полет ночью и стали летать над Крымской землёй не только днём, но и по ночам, уничтожать зенитные прожекторы, мешавшие нашим бомбардировщиком бомбить военные объекты фашистов в Крыму.

В составе войск Отдельной Приморской армии громили и уничтожали немецких захватчиков на Крымском полуострове до полного освобождения Крыма в мае 1944 г. После освобождения г. Феодосии, весной 1944 г., полк базировался на аэродроме «Семь Колодезей». 24.05.1944 за образцовое выполнение заданий командования в боях за освобождение города Севастополь и проявленные при этом геройство, доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 163 гиап награжден орденом Красного Знамени. 10.07.1944 за образцовое выполнение заданий командования в боях при форсировании рек Проня и Днепр, прорыв сильно укрепленной обороны немцев, а также за овладение городами Могилев, Шклов и Быхов и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 163 гиап награжден орденом Суворова III степени. После освобождения Крымской земли с июня 1944 полк в составе 2 Белорусского фронта освобождал Белоруссию. Далее полк перебазировали в Восточную Пруссию.

В период освобождения города Кёнигсберга в воздушном бою погиб командир полка Герой Советского Союза Козаченко П.К. Командиром полка был назначен его боевой товарищ, прошедший с полком путь от станицы Тимашевской до Берлина — Харламов Семён Ильич. 20.11.1944 авиаполк был переформирован по штату 015/364 (м. Тарново-Госки, Польша). 163 авиационный Феодосийский полк закончил войну около Берлина. 23.03.1961–01.05.1961 163-й авиационный полк расформировали. Руководящий состав: Командир авиаполка Герой Советского Союза Козаченко Пётр Константинович (погиб в бою в 1945 году). Командир авиаполка Герой Советского Союза Харламов Семён Ильич.

Заместитель командира по политчасти Шатилов Николай Фёдорович Начальник штаба авиаполка Солодовник Василий Федосеевич Награды личному составу: Звание Герой Советского Союза присвоено Козаченко П. К. (погиб на фронте); Щевелеву, Кулагину, Харламову, Крючкову, Онопченко, Бабайлову (погиб на фронте). Орденами: «Ленина» награждено-9 человек, «Красного Знамени» – 108, «Отечественной войны» – 57, «Красный Звезды»-137, «Александра Невского» – 9; медалями: «За Отвагу»- 29 человек, «За боевые заслуги» — 212, «За оборону Кавказа» — 242, «За взятие Кенигсберга» — 220, «За победу над Германией» — 210. За весь период Великой Отечественной войны полком произведено 23 653 боевых вылетов. Полк участвовал в 617 воздушных боях, в которых было сбито 173 самолета противника. Штурмовыми действиями по войскам противника уничтожено: танков 108, автомашин 231, повозок с лошадьми 221, железнодорожных эшелонов 7, складов 20, мостов 5 и сброшено с самолетов 229 000 листовок на войска противника на немецком, румынском, итальянско языках.

1. Андреев Александр Петрович

Андреев Александр Петрович — к окончанию Великой Отечественной войны — старший лётчик 163-го гвардейского истребительного Феодосийского Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени авиационного полка 229-й истребительной Таманской Краснознамённой авиационной дивизии, гвардии генерал-полковник авиации в отставке. Родился 5 мая 1923 года в селе Березово ныне Пронского района Рязанской области в многодетной (5 детей) крестьянской семье. Русский. Окончил Пронскую среднюю школу в 1940 году.

С 1940 года учился в Рязанском педагогическом институте и одновременно — в Рязанском аэроклубе. В 1943 году окончил Руставскую авиационную школу. В 1943 году служил в 26-м запасном авиационном полку. Участник Великой Отечественной войны с ноября 1943 года. Весь боевой путь прошёл в составе 249-го истребительного авиаполка, который действовал в составе Отдельной Приморской армии, с апреля 1944 — на 4-м Украинском, с июня 1944 — на 2-м Белорусском фронтах. Участвовал в Новороссийско-Таманской, Керченско-Эльтигенской, Крымской, Белорусской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской, Берлинской наступательных операциях. А.П.Андреев имеет на своём боевом счету 366 боевых вылетов (очень высокий показатель для лётчиков-истребителей), провёл 50 воздушных боёв, в которых сбил 4 самолёта противника лично и 2 — в группе.

Совершил 250 боевых разведывательных вылетов. Большой вклад А.П.Андреев внёс в подготовку Крымской наступательной операции, разведав глубоко эшелонированную оборону противника на Керченском полуострове и обнаружив большое количество ранее неизвестных укреплений врага. Последний боевой вылет он совершил 12 мая 1945 года – в Балтийском море искал вражеские корабли, на которых войска противника пытались удрать на запад. После войны А.П.Андреев продолжал службу в Советской Армии. С 1961 года — заместитель командира и командир — 11-й гвардейской истребительной авиационной дивизией в Южной группе войск (Венгрия). С июня 1970 года — командующий 73-й воздушной армией Среднеазиатского военного округа. С 1973 года — командующий 17-й воздушной армией Киевского военного округа. С 1979 года — начальник кафедры оперативного искусства ВВС в Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил СССР имени К.Е. Ворошилова.

Автор 15 научных трудов по вопросам применения авиации. С октября 1989 года генерал-полковник А.П.Андреев – в отставке. 8 мая 1995 года генерал-полковнику авиации в отставке Андрееву Александру Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации. Генерал-полковник авиации (1975). Награждён орденом Ленина (1967), двумя орденами Красного Знамени (10.09.1944, 24.05.1945), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (18.04.1945, 11.03.1985), орденом Трудового Красного Знамени (1982), двумя орденами Красной Звезды (22.04.1944, 1956), медалями, в том числе «За боевые заслуги», 28 иностранными наградами, в том числе Рыцарским крестом ордена «За воинскую доблесть» (Польша).

2. Бабайлов Павел Константинович

Павел Бабайлов родился 25 февраля 1919 г. в дер. Неустроево Свердловской области в семье крестьянина. С 1940 года в Красной Армии, участвовал в финской кампании. Как хороший лыжник был разведчиком в разведбатальоне, неоднократно приводил «языков». В 1941 году поступил в Руставскую школу пилотов. На фронте с июля 1942 года. Воевал на Северном Кавказе, Таманском полуострове. Участвовал в освобождении Крыма, Белоруссии и Польши. Гвардии капитан Бабайлов к сентябрю 1944 года совершил 417 боевых вылетов, провел 75 воздушных боев, лично сбил 27 самолетов противника, два из них уничтожил тараном и 4 сбил в групповых боях. Во время штурмовок лично уничтожил 23 автомашины и два самолета, стоящих на аэродромах.

21 ноября 1943 года лейтенант Бабайлов с мл. лейтенантом Николаем Степуровым вылетел на разведку территории Крыма. В районе аэродрома «Семь Колодезей» Степуров был сбит огнем зенитной артиллерии. Желая отомстить за погибшего друга, Бабайлов произвёл штурм вражеского аэродрома, сжег «Мессершмитт» и, набрав высоту, взял курс на Керчь. Командир эскадрильи, капитан Бабайлов П.К. погиб 14.10.1944 года при возвращении из разведки района польского городка Ростки – Струдне, попав под зенитный обстрел. Похоронен в польском городе Замбрув. Указом от 23 февраля 1945 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

3. Батырев Пётр Михайлович

Петр Михайлович Батырев родился 1 марта 1918 года в деревне Чулпаново ныне Подольского района Московской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1944 года. Окончил школу № 2 в городе Подольске. В 1937 году был принят в аэроклуб. В Красной армии с 1938 года. В ноябре 1939 года Батырев окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов и получил направление на должность младшего лётчика в один из истребительных полков. Участвовал в советско-финской войне 1939—1940 годов. После её окончания Батырев был переведён с повышением в должности на Кавказ, в один из полков, охранявших южную границу страны. В феврале 1942 года 249-й истребительный авиаполк, в котором служил Батырев, вошёл в состав Крымского фронта. 5 марта 1942 года четвёрка истребителей поднялась в воздух для отражения налёта противника. Батырев был ведомым у комиссара полка. Завязался воздушный бой с вдвое превосходящими силами немцев.

Неожиданно Батырев заметил, что четвёрка Messerschmitt Bf.109 «насела» на самолёт комиссара. Лётчик ринулся на перехват самолётов и закрыл своей машиной самолёт комиссара. Когда Батырев вернулся на аэродром, выяснилось, что его самолёт весь изрешечён пулями, стабилизатор перекошен, повреждены другие механизмы и приборы, но жизнь комиссара была спасена. В 1943 году начались тяжёлые бои на Таманском полуострове и далее за Крым. После освобождения всего полуострова, авиаполк перебазировался на 2-й Белорусский фронт. Батырев произвёл разведку вражеской обороны и переправ противника на реках Проня, Днепр, Березина, эшелонов врага на железной дороге Могилёв — Орша, группировки немецких войск, окружённой западнее города Шклова. В районе реки Проня он обнаружил движущиеся по дорогам 500 автомашин, до 450 телег с пехотой и грузами, 30 танков, свыше 200 орудий. Вскоре на отступающего врага с неба свалились тонны бомб и реактивных снарядов. Штурмовики с воздуха полностью разгромили огромную группировку противника, выявленную Батыревым. К 1944 г. гвардии капитан П. М. Батырев совершил 330 боевых вылетов, из них 18 на штурмовку и 212 на разведку. Участвовал в 52 воздушных боях, лично сбил 5 самолётов противника и 1 в группе. 30 сентября 1944 года Батырев при выполнении очередного боевого задания — разведки линии обороны противника в районе города Августов (ныне республика Польша) встретился в воздухе с 8-ю «Мессершмиттами». Ему пришлось вступить в неравный бой. Самолёт Батырева был подбит и упал возле посёлка Желудок Гродненской области.

23 февраля 1945 года гвардии капитану Петру Михайловичу Батыреву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награды: медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды.

4. Крючков Василий Егорович

Крючков Василий Егорович родился 22 октября 1921 года в селе Рыкова Слобода Рязанского уезда Рязанской губернии. В 1939 году окончил школу фабрично-заводского ученичества. Работал слесарем на Рязанском мотороремонтном заводе, занимался в аэроклубе. С апреля 1940 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков, некоторое время служил в ней инструктором-лётчиком. С 10 мая 1942 года старшина В. Е. Крючков на фронтах Великой Отечественной войны в должности лётчика 821-го ИАП, вскоре назначен командиром звена. Летал на Як-1 и ЛаГГ-3. В декабре 1942 года переведён на такую же должность в 249-й ИАП затем назначен заместителем командира, а вскоре и командиром эскадрильи. Летал на ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. В 1943 году легко ранен в голову, 13 января 1944 года получил ожог лица в воздушном бою.

К маю 1945 года командир эскадрильи 163-го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан В. Е. Крючков свершил 572 боевых вылета, провёл 122 воздушных боя, в которых сбил лично 10 самолётов противника, а в составе группы — 6 самолётов и 1 десантный планер. Воевал на Крымском, Закавказском, Северо-Кавказском фронтах, в Отдельной Приморской армии, 4-м Украинском, 2-м Белорусском фронтах. 15 мая 1946 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Интересен факт, что за участие в обороне Севастополя В.Е.Крючков награжден орденом Красного Знамени и за освобождение Севастополя в 1944 году он также был награжден таким же орденом. После войны продолжал службу в частях ВВС (Северная группа войск, Польша).

С ноября 1971 года гвардии полковник В. Е. Крючков — в отставке. Жил в Минске. В.Е.Крючков умер 2 января 1985 года, похоронен на Северном кладбище г. Минска. Награждён орденами: Ленина (15.05.1946), Красного Знамени (03.10.1942, 12.07.1944, 30.04.1945), Александра Невского (20.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (05.05.1943), Красной Звезды (25.10.1943, 22.02.1955, 26.10.1955); медалями.

5. Кулагин Андрей Михайлович

Кулагин Андрей Михайлович родился 4 cентября 1921 года в деревне Старое Закружье, ныне Ветковского района Гомельской области, в семье рабочего. В 1939 году окончил местный аэроклуб. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Армавирскую военную авиационную школу лётчиков. С июля 1942 года сержант А. М. Кулагин в действующей армии. До декабря 1942 года служил в 821-м ИАП; с 1943 года — в 249-м ИАП. Сражался на Южном, Закавказском, Северо — Кавказском, 2-м Белорусском фронтах, в Отдельной Приморской армии. К Февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка (229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия).

До присвоения звания Героя Советского Союз старший лейтенант А. М. Кулагин совершил 320 боевых вылетов, провёл 106 воздушных боёв, в которых уничтожил лично 22 и в составе группы 4 самолёта противника. 1 июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. После войны остался на службе в ВВС. В 1945 году окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы ВВС, в 1954 году окончил военно-воздушную академию. С 1956 года гвардии полковник А. М. Кулагин — в запасе. Умер 9 марта 1980 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

6. Локтионов Андрей Фёдорович

Локтионов Андрей Фёдорович – командир эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка 44-й истребительной авиационной дивизии 6-й армии Южного фронта, капитан. Родился 28 ноября 1909 года в селе Подкопаево ныне Малоархангельского района Орловской области в семье рабочего. Русский. Работал крановщиком мостового крана на заводе «Серп и молот» в Москве. В 1932 году окончил Сталинградскую военно-авиационную школу. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка капитан Андрей Локтионов к 25 сентябрю 1941 года совершил 83 боевых вылета на разведку и уничтожение живой силы и боевой техники противника, нанеся ему значительные потери. 20 ноября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками капитану Андрею Фёдоровичу Локтионову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 25 июня по ноябрь 1943 года командовал 84 – м Гвардейским истребительным полком ПВО. После войны отважный летчик продолжал службу в ВВС СССР.

С 1964 года подполковник А.Ф. Локтионов — в запасе. Жил и работал в городе Кисловодске Ставропольского края. Скончался 9 июня 1982 года. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. 7. Михайлов Владимир Александрович Владимир Михайлов родился 2 декабря 1920 года в городе Тамбове в семье служащего. Работал парикмахером, одновременно учился в аэроклубе. В июле 1941 года он блестяще завершил учёбу в Егорьевской военной авиационной школе лётчиков и был оставлен в качестве преподавателя лётного дела, лётчиком — инструктором 20-й военной авиационной школы первоначального обучения лётчиков. Честь по тем временам немалая. Но его главная боевая мечта — встретиться в небе один на один с врагом — осуществилась лишь весной 1943 года.

С апреля 1943 года по май 1945 года служил в составе 249-го ИАП. Был лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена. Сражался на Северо-Кавказском и Закавказском фронтах, в составе Отдельной Приморской армии, на 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Участвовал в обороне Кавказа, в воздушных сражениях на Кубани, освобождении Крыма и Белоруссии, в Восточно-Прусской, Восточно — Померанской и Берлинской наступательных операциях. За время своего участия в войне он совершил 690 боевых вылетов, принял участие в 113 воздушных боях, сбив 6 вражеских самолётов лично и ещё 2 — в составе группы. Был награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, рядом медалей. 15 мая 1946 года отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза. Но подержать в руках свою «Золотую Звезду», Владимиру Михайлову не довелось. Ещё 12 Марта 1946 года он трагически погиб от удара электротоком. Похоронен в городе Калининград.

7. Михайлов Владимир Александрович

Владимир Михайлов родился 2 декабря 1920 года в городе Тамбове в семье служащего. Работал парикмахером, одновременно учился в аэроклубе. В июле 1941 года он блестяще завершил учёбу в Егорьевской военной авиационной школе лётчиков и был оставлен в качестве преподавателя лётного дела, лётчиком — инструктором 20-й военной авиационной школы первоначального обучения лётчиков. Честь по тем временам немалая. Но его главная боевая мечта — встретиться в небе один на один с врагом — осуществилась лишь весной 1943 года. С апреля 1943 года по май 1945 года служил в составе 249-го ИАП.

Был лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена. Сражался на Северо-Кавказском и Закавказском фронтах, в составе Отдельной Приморской армии, на 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Участвовал в обороне Кавказа, в воздушных сражениях на Кубани, освобождении Крыма и Белоруссии, в Восточно-Прусской, Восточно — Померанской и Берлинской наступательных операциях. За время своего участия в войне он совершил 690 боевых вылетов, принял участие в 113 воздушных боях, сбив 6 вражеских самолётов лично и ещё 2 — в составе группы. Был награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, рядом медалей. 15 мая 1946 года отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

Но подержать в руках свою «Золотую Звезду», Владимиру Михайлову не довелось. Ещё 12 Марта 1946 года он трагически погиб от удара электротоком. Похоронен в городе Калининград.

8. Семенюк Иван Иванович

Иван Семенюк родился 15 февраля 1917 года в Минске, в семье рабочего. Работал учеником помощника машиниста, слесарем в паровозном депо станции Орша, мастером по ремонту паровозов. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Войну младший лейтенант И. И. Семенюк встретил в составе 88-го ИАП, летал на И-16.

С сентября 1941 года служил в 249-м ИАП, где летал уже на ЛаГГ-3. С июля 1942 года по май 1945 года — в 131-м ИАП (40-м Гвардейском ИАП), летал на Ла-5. Был командиром звена, потом эскадрильи. Участник боёв в небе Сталинграда и на Курской дуге. В октябре 1942 года 16-я Воздушная армия обеспечивала частные операции и контрудары общевойсковых армий. Нужно было измотать врага и отвлечь его силы от главных направлений. 1 июля 1944 года И. И. Семенюк удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Он совершил 430 успешных боевых вылетов. Участвуя в 125 воздушных боях, уничтожил 18 вражеских самолётов лично и 9 — в группе с товарищами. За время войны освоил истребители: И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. После окончания войны Иван Иванович продолжал служить в ВВС. Участвовал в вооружённом конфликте на территории Кореи 1950 — 1953 годов в должности командира 256-го ИАП. С июня 1961 года Гвардии полковник И. И. Семенюк — в запасе. Жил и работал в Минске. Скончался 26 апреля 1976 года. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.

9. Харламов Семён Ильич

Харламов Семён Ильич родился 30 апреля 1921 года в посёлке Красный Кут, ныне город Саратовской области, в семье рабочего. В 1942 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов. С мая 1942 года старшина С. И. Харламов на фронтах Великой Отечественной войны. Первоначально был направлен в 821-й ИАП. С декабря 1942 года служил в 249-м ИАП (позднее преобразован в 163-й Гвардейский ИАП). Показал себя первоклассным мастером воздушной разведки, его эскадрилья считалась лучшей в воздушной армии.

Дважды был ранен, но снова возвращался в строй. С. И. Харламов вёл воздушные бои в небе Крыма, Закавказья, Украины, Белоруссии, Польши, Германии. К ноябрю 1944 года командир эскадрильи 163-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант С. И. Xарламов совершил 574 боевых вылета. Провёл 85 воздушных боёв, сбил лично 4 (3 Ме-109 и 1 Ю-88) и в составе группы 2 самолёта (Ме-109) противника, а так же подбил лично 4 Ме-109 и в паре 1 Хе-111. 23 февраля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза. Всего совершил 707 боевых вылетов, провёл около 90 воздушных боёв. После гибели командира полка 18 марта 1945 года подполковника Казаченко был назначен исполняющим обязанности командира 163 ГИАП. После окончания Великой отечественной Семён Ильич женился на лётчице Надежде Васильевне Поповой — Герое Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС на ответственных должностях. С 1988 года генерал-полковник авиации С. И. Харламов — в запасе. Жил в Москве. С 1987 году был председателем Федерации авиационного спорта СССР. Умер 5 мая 1990 года. Похоронен в Москве. Награждён орденами: Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2 степеней, Красной Звезды (дважды); медалями.

10. Шевелёв Сергей Николаевич

Шевелёв Сергей Николаевич – штурман 249-го истребительного авиационного полка 217-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, капитан. Родился 25 июня 1909 года в селе Жовтень (ныне Ширяевского района Одесской области Украины) в крестьянской семье. Украинец. Работал агротехником. В 1934 году окончил Высшую авиационную школу пилотов в Каче.

На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. До сентября 1942 года воевал в составе 821-го истребительного авиационного полка, затем до декабря того же года – в 862-м истребительном авиационном полку. После чего был назначен штурманом 249-го истребительного авиационного полка. Капитан Сергей Шевелёв к марту 1943 года совершил 135 боевых вылетов, участвовал в тридцати четырёх воздушных боях, в которых лично сбил десять и в составе группы два вражеских самолёта.

11. Дюкин Н.В.

Дюкин Н.В. — техник авиазвена 163-го гв. истр. авиаполка.

Ветераны 163-го гв. истр. авиаполка. Дополнительная информация отсутствует.

Ветераны 163-го гв. истр. авиаполка.

У самолёта Су-25 стоят слева направо: подполковник Лебедев А.Г., старшина Клушенков И.К., майор Тимофеев П.В., генерал-полковник Харламов С.И., генерал-майор Халутин А.И., майор Дюкин Н.В., сержант Прохоровская М.Я., сержант Гришаева В.В., подполковник Сладкевич В.В., старшина Дмитриев А.С., сержант Клушепова Н.А. На стремянке у самолёта — Козуб П.Н.

12. Жаров Владимир Никифорович

Жаров Владимир Никифорович родился 6 июля 1922 года в г. Москве. В 1937 года пошёл учиться на слесаря в ФЗУ при заводе «Красный пролетарий». После окончания ФЗУ при ЗКП поступил слесарем на завод «13 годовщины Октября». В ноябре 1940-го года поступает в Пролетарский аэроклуб в городе Москве, который окончил в марте 1941 года, и был направлен в Цнорис-Цхальскую (Грузия) военную школу пилотов. Окончив её в ноябре 1941 года, освоил полёты на легендарных И-16, но уже безнадёжно устаревших перед «Мессершмиттами».

С ноября 1941 года по июнь 1942 года учился летать на современных ЛАГГах в Руставской военной школе пилотов, после окончания которой был направлен в УТАП (Учебно-тренировочный авиаполк) при воздушной армии в г. Насосная. В учебном полку пробыл по сентябрь 1942 года и сразу же был направлен в ИАП (истребительный авиаполк) в действующую армию. На Закавказском фронте с сентября 1942 года. Участвовал в освобождении Крыма. Во время операции в Керчи и Феодосии лично сбил 5 самолетов противника, за что был награжден. За годы Великой Отечественной войны совершил 646 боевых вылетов, сбил 9 самолетов противника, 2 в групповом бою. Войну закончил в звании старшего лейтенанта в должности заместителя авиационной эскадрильи.

После войны работал начальником штаба лётного отряда гражданской авиации в г. Туле. Перечень наград: 28.05.1943 — Орден Красной Звезды, 25.10.1943 — Орден Отечественной войны II степени, 15.04.1944 — Орден Красного Знамени, 12.07.1944 — Орден Красного Знамени, 16.04.1945 — Орден Красного Знамени, 02.12.1945 — Орден Александра Невского, 01.05.1944 — Медаль «За оборону Кавказа».

Жаров В.Н. перед боевым вылетом.
1944 год. Звено Жарова готовится к боевому вылету на Керчь.

13. Козаченко Пётр Константинович

Козаченко Пётр Константинович (14.06.1914-18.03.1945).
Герой Советского Союза (01.05.1943 г.). Командир 163-го гв. истр. авиаполка.

14. Козуб Пётр Петрович

Козуб Пётр Петрович родился в 1921 г. в селе Доргановка Тушинского района Житомирской области. Украинец. Служил в 163 гв. авиаполку от начала до конца Великой Отечественной войны. В 1941 г. прикрывал небо Крыма при отступлении наших войск из городов Феодосии и Керчи. Участвовал в освобождении Крыма, Украины, Польши. Войну закончил под Берлином. Награждён орденами: Отечественной войны, Красной Звезды; медалями.

15. Онопченко Николай Маркович

Родился 3 октября 1920 года в селе Манилы (ныне Валковского района Харьковской области) в крестьянской семье. Украинец. Окончил 9 классов. Занимался в харьковском аэроклубе. Работал на Харьковском мыловаренном заводе. В 1942 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. В действующей армии с июля 1942 года. Сражался на Закавказском, Северо-Кавказском фронтах, в Отдельной Приморской армии, на 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах в 249-м истребительном авиационном полку 229-й истребительной авиационной дивизии. Летал на самолетах ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7.

Участвовал в Северо-Кавказской стратегической (1 января – 4 февраля 1943 года), Краснодарской (9 февраля – 16 марта 1943 года), Новороссийско — Таманской стратегической (9 сентября – 9 октября 1943 года), Керченско — Эльтигенской десантной (31 октября – 11 декабря 1943 года), Крымской (8 апреля – 12 мая 1944 года), Белорусской стратегической (23 июня – 29 августа 1944 года), Восточно-Прусской стратегической (13 января – 25 апреля 1945 года), Млавско-Эльбингской (14 – 26 января 1945 года), Восточно-Померанской стратегической (10 февраля – 4 апреля 1945 года), Берлинской стратегической (16 апреля – 8 мая 1945 года) наступательных операциях. К концу Великой Отечественной войны совершил 642 успешных боевых вылета, из них 446 – на разведку войск противника. В 87 воздушных боях сбил лично 14 самолетов противника и 1 уничтожил на земле, в группе сбил 6 самолетов. Из 14 лично сбитых самолетов – 10 истребителей Ме-109, два истребителя ФВ-190, два бомбардировщика Ю-87 и один транспортный самолет Ю-52. 15 мая 1946 года старшему лейтенанту Онопченко Николаю Марковичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны Н.М. Онопченко продолжал службу в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. В 1948 году окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). С 1959 года полковник Н.М. Онопченко – в запасе. Жил в городе Ступино Московской области. Скончался 3 мая 1998 года. Награжден орденом Ленина (15.05.1946), 3 орденами Красного Знамени (2.05.1943; 15.04.1944; 30.04.1945), орденом Александра Невского (12.07.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (6.09.1943; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (19.10.1943), медалями, в том числе «За оборону Кавказа» (1.05.1944). Почётный гражданин города Севастополь.

16. Стрельцов Игорь Владимирович 

Стрельцов Игорь Владимирович родился 14 апреля 1923 г. в семье военнослужащего в городе Чебоксары. Учился на отделении лётчиков в Кировском областном аэроклубе, который закончил в 1941 г. В 1943 г. закончил военно-авиационное училище лётчиков истребителей в звании младшего лейтенанта. В 1943 г. направлен в авиационную часть лётчиком. Участник Великой Отечественной войны с 1943 по 1945 гг. Совершил 411 боевых вылетов. После войны уволен в запас в звании подполковника. Награждён орденами: Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.